После того, сырье пройдет первичную обработку, и будет очищено от седиментной породы (она же так называемая «голубая земля», из которой его извлекают), проводится дальнейшая сортировка янтаря в зависимости от его размера, окраски, чистоты и формы. Для того, чтобы им можно было успешно торговать, была разработана специальная классификация.
Каждый из классов не прошедшего последующей обработки янтаря определяет сферу его дальнейшего применения:
- Уникальный, изделия уникальных размеров, как правило не продаются и становятся народным достоянием той страны, в которой его удалось обнаружить;
- Поделочный, отличный материал для любительских поделок;
- Сувенирный, к нему относятся те виды, которые не могут быть подвержены последующей обработке;
- Коллекционный, специально подготавливается для нужд коллекционеров;
- Промышленный, не соответствующий требованиям вышеперечисленных классов, но пригодный для экономического использования.
- В свою очередь промышленный янтарь можно использовать при изготовлении:
- Химических препаратов, здесь используется сукцинит и отходы производства;
- Медицинских или косметических препаратов, сюда подходит только сырье, имеющее высокое содержание янтарной кислоты;
- Дорогостоящих лакирующих материалов.
Ценообразование также зависит от размера фракции, окраски, наличия включений и формы необработанных камней.
Обстановка на рынке
Последние несколько лет на международном рынке охарактеризовались стабильным падением цен на основные виды ресурсов и драгоценные металлы, однако в то же время янтарь только за 2014 год подорожал в среднем втрое, а в следующем году подорожание коснулось в основном китайского рынка, где его цена стала сравнимой с ценой золота.
В России стабильный рост цен наблюдается из-за нестабильной работы Калининградского янтарного комбината, притом проблемы данного предприятия в первую очередь связаны с проблемами, скорее, политического характера, по всей видимости его стабильная работа кому-то во властных структурах мешает.
Согласно действующим в России законам, это предприятие обязано продавать весь добытый материал исключительно на внутреннем рынке при наличии заинтересованных покупателей, при этом ими всегда выступают одни и те же компании, которые закупают продукцию на годы вперед. Почти вся эта продукция через таких посредников продается через оффшорные компании, расположенные в Литве и Польше, а затем перепродается в страны Юго-Восточной Азии, и основная часть прибыли остается в распоряжении посредников, владельцами которых как правило являются высокопоставленные чиновники из государственного аппарата. В таких условиях на справедливое ценообразование рассчитывать не приходится.
Также цены подстегивает и повышенный спрос, которым столь активно пользуются оффшорные компании. Основным двигателем спроса является Китай, здесь за 2008-2011 годы спрос стабильно возрастал на 10% каждый год, затем из-за поднявшихся цен спрос снова упал, а в последнее время он снова стал очень востребованным.
Согласно статистическим данным, включающим информацию о незаконной добыче янтаря, из России и Украины в Азию каждый год идет на экспорт около 300 тонн янтарного сырья с общей выручкой в 150-200 млн. долл. США.